Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Реализация казачьего компонента

В современной педагогике не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в менталитете казаков занимают представления о таких казачьих традициях, как преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье. В одном из своих выступлений В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

Администрация, педагоги, мастера п/о и воспитатели ГБПОУ МТ имени казачьего генерала С.С. Николаева, активно работают над созданием целостной системы казачьего образования. Цель — воспитание казачьей молодёжи в духе служения Отечеству, служения вере православной, приобщения молодёжи к обычаям, традициям и культуре Терского казачества.

В соответствии со статусом «казачий» техникум строит образовательный процесс, направленный на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся. Образование с казачьим акцентом – это усвоение систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в основном в гуманитарной сфере обучения. Кадетские казачьи группы способны обеспечить эффективную социальную адаптацию детей и подростков, поскольку кадетское движение – это та воспитывающая культурно-историческая и ценностно-смысловая среда, насыщенная общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, православной культуры, воинскими символами и ритуалами, способствующая формированию стержневых качеств личности. В основе этой среды – сохранение опыта поколений, возможность ориентироваться на нравственные идеалы и ценностные ориентации, проверенные временем.

Казачий компонент содержания образования рассматривается как система элементов социального и творческого опыта добровольческой деятельности, обеспечивающая освоение первичных военных знаний, опыта служения Отечеству, воспитание милосердия, формирование гражданско-патриотической и духовно-культурной компетентности обучающихся казачьих групп.

Содержание и организация образовательного процесса при реализации данной программы регламентируется учебным планом техникума с учетом казачьего компонента, учебным планом отделения дополнительного образования детей, рабочими программами по отдельным предметам и дополнительными образовательными программами по спецкурсам, годовым календарным учебным графиком, а также учебно-методическими материалами.

При составлении учебных планов в техникуме учитываются такие компоненты, как история казачества, его традиции. Основными целями являются: формирование положительного отношения к казачьим традициям; возрождение казачества, упрочнение единства и дружбы народов, проживающих на территории района; воспитание патриота и гражданина через изучение истории и традиций казачества.

В рамках запланированных мероприятий на учебный год, направленных на патриотическое воспитание детей и молодёжи, на опыте казачества юга России в техникуме проводится работа по следующим направлениям:

Духовно-нравственное:

В группах проводятся классные часы, уроки мужества на тему: «Защита Отечества-священный долг каждого гражданина», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне.

Традиционным стало участие обучающихся нашего техникума в митингах.

Обучающиеся техникума принимают активное участие в организации православных праздников, изучают духовные наследия на уроках основ православной культуры.

Историко-краеведческое:

В данном направлении проводится система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости своего Отечества.

Преподавателями проводятся уроки гуманитарного цикла.На уроках истории Ставропольского края обучающиеся знакомятся с историей и бытом казаков.

Гражданско-патриотическое:

Данное направление воздействует через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий. Этому способствуют уроки истории на тему: «Защищать Родину — гражданский и конституционный долг», проходят встречи обучающихся с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане.

Социально-патриотическое:

Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявления заботы о людях пожилого возраста. Ребята участвуют в акции «Мы помним тебя, ветеран».

Военно-патриотическое:

Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите. Для решения этих задач проводятся конкурсы сочинений, стихов на военно-патриотическую тематику, конкурсы рисунков «На страже Родины», смотры строя и песни, смотры инсценированной песни, встречи с ветеранами Великой Отечественной войн. Обучающиеся казачьих групп техникума принимают участие в митингах ко Дню Победы и т.д.

Героико-патриотическое:

Направлено на развитие морально-волевых качеств. Воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирования опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. В рамках этого направления проводятся внутритехникумовские соревнования по военно-прикладному искусству.

Более пяти лет в техникуме функционирует ансамбль казачьей песни, в котором принимают участие как обучающиеся, так и учителя.

Обучающиеся казачьих групп принимают активное участие в жизни техникума, дети вовлечены в массовые мероприятия. Ежегодно в рамках предметных недель проводится масса внеклассных мероприятий, связанных с региональным компонентом, с темой казачества. Ребята знакомятся с культурой, бытом, прикладным искусством своих предков, пробуют себя в творчестве, мастерят поделки, разучивают казачьи игры и песни, соревнуются в спорте, посещают казачий музей техникума. Приоритетными направлениями является формирование нравственной культуры обучающихся посредством введения во внеурочную деятельность методов работы, которые обладают более широкими возможностями в развитии духовно-нравственных ценностей обучающихся.

На собственном опыте мы убедились, что использование содержания национально – регионального компонента во внеурочной работе способствует стимулированию интереса обучающихся к изучению истории казачества. В ходе реализации волонтерского поискового отряда «Долг» были выявлены обучающиеся, у которых дедушки были казаками. В результате расследования ребятам удалось собрать очень интересную информацию о жизни и быте потомственных казаков, были найдены старинные фотографии. Обучающиеся решили продолжить начатую работу, помогая нашим землякам в поисках своих предков. 

Обучающимися групп был организован сбор казачьей утвари, для оформления уголка в музее техникума «Казачий уклад».

В техникуме ведется преподавание таких предметов как: «История Ставропольского края» и «Основы православной культуры». По всем предметам учебного плана изучаются темы, реализующие культурно-исторические традиции казачества и Ставропольского края. Обучающиеся принимают участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах, конференциях казачьей направленности. В библиотеке техникума собрана литература о казачестве, проводятся тематические выставки.

Важная составляющая казачьего образования в техникуме – организация воспитательной работы, которая осуществляется в единстве воспитательного и образовательного пространства, а также всех участников процесса (обучающихся, педагогов, мастеров п/о, воспитателей, родителей, социальных партнеров). Ее основа заключается в тесном сотрудничестве с Ставропольским окружным казачьем обществом ТВКО (Терское войсковое казачье общество). 

Главным социальным партнером и наставником техникума является казачество. Терское войсковое казачье общество в лице атамана Андрея Олеговича Воронцова и казаков, которые принимают активное и непосредственное участие в жизни техникума. Почетные казаки обучают учащихся казачьим заповедям, рассказывают о традициях, отрабатывают казачьи ритуалы. Они принимают непосредственное участие в делах техникума, участвуют в создании и работе атаманского правления, помогают в работе казачьего музея техникума. Своим личным примером казаки учат ребят верным, жизненным ориентирам, прививают детям принципы казачьей чести, морали и нравственности.

Социальным партнером и духовным наставником является православное духовенство в лице с о. Игорем. Настоятель Храма Прихода собора Архистратига Михаила г.Михайловск, присутствует на важнейших празднествах техникума, принимает участие в ведении курса «Основы православной культуры», проводит вечерние молебны в созданной в общежитии техникума молельной комнате.

В целях развития творческих способностей у обучающихся и занятости обучающихся во внеурочное время в техникуме, в системе дополнительного образования работают кружки, реализующие культурно-исторические традиции казачества:

  1. Хореографический кружок
  2. Кружок «Фланкировка»
  3. Поисковый отряд «Долг»
  4. Спортивные секции (во внеурочное время)
  5. Военно-патриотический клуб

Для ведения эффективной воспитательной работы с обучающимися активно используется материально-техническая база. Кружки и секции обеспечены необходимым спортивным инвентарем, музыкальной и звуковоспроизводящей аппаратурой. Студенты казачьей группы ходят на занятия в военной форме. При поступлении мастера производственного обучения совместно с казаками, организовывают работы по подбору формы, берц (от размеров до покупки формы) и т.д. Поступить в казачью группу можно во время приёмной кампании или обращаться в методический отдел техникума.